Среда, 24.04.2024, 10:19
Музей истории школы №15 г. Ельца Липецкой области
Приветствую Вас Гость | RSS
Главная | Листая прошлого страницы, я днем сегодняшним горжусь! | Регистрация | Вход
Меню сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 69

В качестве экскурсии по истории 15-й школы предлагаем исследовательскую работу ученицы 10 класса Кононовой Эльвиры, которая была представлена на Всероссийском конкурсе "ЮНОСТЬ. НАУКА. КУЛЬТУРА - XXV" и заняла 2 место в секции "Историческое краеведение".

 

"Листая прошлого страницы, я днем сегодняшним горжусь..."

В центре старинного города
Есть место родное у нас,
Когда малышами счастливыми
Вошли мы в свой первый класс.
    Эти слова школьного гимна, написанного учителем музыки Кулешовой Валентиной Анатольевной, я взяла в качестве эпиграфа к своей исследовательской работе. Красивое трёхэтажное здание в центре города стало для меня вторым домом. Здесь учились моя мама – Коршикова Ирина Алексеевна, она закончила школу с золотой медалью; тётя – Коршикова Марина Алексеевна; двоюродный брат Станислав, родственники по папиной линии. 1 сентября 2009 года села за парту моя младшая сестрёнка Алина. Я обязательно расскажу ей, что значит для нашей семьи 15-я школа, тем более, что связь с ней не прерывается до сих пор. Моя тетя – Марина Алексеевна – вновь вернулась в родные стены после окончания педагогического института и работает учителем математики.
    Через год я закончу школу, но память вновь и вновь будет возвращать меня в счастливое время. Фестивали, конкурсы, олимпиады, смотры, походы, друзья…
    МОУСОШ №15 – одно из старейших учебных заведений города Ельца с богатой и интересной судьбой. Мне захотелось перелистать страницы её истории. Это желание поддержала учитель краеведения,  руководитель школьного музея Скворцова Ольга Николаевна. Вместе с ней мы наметили план работы, пересмотрели имеющийся архивный материал, побывали в музее И.А. Бунина, побеседовали с ветеранами войны и труда, которые в разные годы учились и работали в нашей школе. Так получилась эта исследовательская работа.

Как это начиналось… В 1873 году богатый купец Тимофеев нанимает подрядчика Агошкова для строительства двухэтажного кирпичного дома. И вот на углу улиц Торговой и Мясницкой (ныне ул. Мира и М. Лермонтова) выросло  красивое здание. Фасад его выходил на ул. Торговую, имел по 7 окон на каждом этаже. Квартиру в этом богатом доме снимал преподаватель классической гимназии надворный советник (чин соответствовал званию подполковника в царской армии) Андрей Фёдорович Павловский (1875 г.р.), который по договорённости с хозяином арендовал часть дома и в 1901 году открыл здесь начальную школу.
Вскоре Павловский выкупил у купца весь дом, пристроил к нему трёхэтажное здание и в этом комплексе в 1909 году открыл частную мужскую гимназию 1-го разряда, которая принадлежала Московскому учебному округу. При гимназии остались начальные классы, открылись два подготовительных и пансион для бедных. В 1913 году в гимназии было уже 11 классов, где обучалось около 300 учащихся. Это было самое большое заведение города с хорошим педагогическим коллективом. Сам Андрей Фёдорович вёл французский и латинский языки, историю, географию. Обо всём этом я узнала из статьи «Как всё начиналось…» бывшего директора школы №15, краеведа М.А. Махортова, напечатанной в газете «Красное знамя» 21 августа 2001 года.
       Директор музея  И.А. Бунина Тамара Георгиевна Кирющенко показала нам альбом фотографий гимназии А.Ф. Павловского, изданного в Париже, в фирме Случанского в 1913 году, когда группа гимназистов из старших классов ездила во Францию с целью совершенствования навыков языкового общения.  Фото из этого альбома позволяют представить внутреннее обустройство учебного заведения. Парадный вход в гимназию располагался с ул. Торговой. Он имел красивый металлический навес. На втором этаже был большой актовый зал со сценой. По периметру стояли венские стулья. Спортивный зал заменял класс, оборудованный спортивным инвентарём. Специальные помещения отводились под библиотеку, карцер, приёмную, кабинет директора. В учебных классах стояли двух- и одноместные парты. По коридору первого этажа через чёрный ход можно было  пройти в небольшой двор. В западной его части находились сарай, конюшня, каретная.
      А как обстояло  дело с дисциплиной в гимназии? На этот вопрос я нашла ответ в книге бывшего выпускника, писателя Н. Задонского «В потоке жизни». Вот что он вспоминает: «Павловский держал своих воспитанников в ежовых рукавицах. В гимназии существовала жестокая муштра, был устроен карцер – большая деревянная клетка, куда сажали за каждую провинность на сутки и двое. В приготовительных классах наказания были не слишком жёсткими, по порядку возрастания: замечание устное, замечание в дневнике, постановка в угол минут на 20 и, наконец, самое тяжёлое – оставление без обеда». Во время занятий стояла полная тишина. Слышны лишь были осторожные шаги дежурных воспитателей, прикреплённых к классам. В их обязанности входило следить за поведением гимназистов на уроках, переменах, на улицах, в городских садах и других общественных местах. С 10 вечера гимназистам вменялось быть дома. Посещать театр и другие зрелищные места они могли только по билетам, выдаваемым директором. Оказывается, ходить по улице без формы они тоже не имели права.  В школьном музее есть копия такого билета. Рассматривая экспонат, я обратила внимание на обратную сторону, где напечатаны правила поведения в театре и в других зрелищных местах. Оказывается, гимназистам запрещалось выражать похвалу или порицание действующим лицам.
     Об учебном процессе в гимназии, к сожалению, сведений не сохранилось. Однако есть ксерокопии воспоминаний К.В. Скуфьина, профессора Воронежского университета, ученого-энтомолога, поступившего в  гимназию в 1916 году. Он пишет: «Всё лето 1916 года велись разговоры о моём устройстве в гимназию. Собрали 25 рублей (столько надо было заплатить за I четверть), сшили форму из сукна серо-голубого цвета, заказали фуражку. В конце августа мама повела  в гимназию Павловского, чтобы определить мою подготовку. От этого зависело, зачислят меня в старший или в младший подготовительный класс. Ученики подготовительных классов ещё не были гимназистами, их называли «приготовишками». Нас проводили в преподавательскую. Там встретил невысокий плотный мужчина средних лет с круглым бритым лицом, в пенсне. Он дал что-то прочитать из знакомой хрестоматии, прослушал пару стихотворений, которые я знал наизусть. Потом дал тетрадь и стал диктовать небольшой текст. Посмотрев, что я написал, он поморщился и сказал: «Что это у тебя, дружок, буквы стоят как пьяные и на запятые скуповат». Он меня по письму забраковал и назначил в младший подготовительный класс». Возвращались Скуфьины домой расстроенные, так как придётся лишний год платить 100 рублей.
       А вот как описывает будущий учёный первый день в гимназии: «1 сентября 1916 года я с ранцем самостоятельно отправился в гимназию. Мне было 8 лет. Пожилой гардеробщик принял от меня фуражку, назвал номер на вешалке и попросил его запомнить. Весь год он будет постоянно вешать на него мою одежду. В классе нас встретила преподавательница Анна Ивановна. Она повела нас в гимназическую церковь и пояснила, как мы должны себя вести. Там уже собрались все гимназисты, директор и преподаватели. Впереди, на помосте, стоял священник и дьякон в облачении. Учитель пения дирижировал небольшой группой певчих гимназистов. Обедня длилась около часа. Такие обедни проводились каждую субботу, а перед праздниками обязательно. В другие дни на первом уроке читались молитвы «Отче наш» и «Богородица». На доске писали мелом, а за партой – на небольших дощечках грифелем. По склонностям нас разделили на две группы. В первой были те, кто любил рисовать, во второй – кто любил музыку, пение».
       Из воспоминаний Константина Васильевича я узнала много интересного о внеклассной работе. В гимназии были драматический, струнный кружки, хор певчих.   Два-три раза в неделю проводились уроки Закона Божьего. Их вёл отец дьякон. Учили молитвы, рассказы о заповедях, о доброте, милосердии, о совести, грехе и искушении, о других моральных принципах. Позднее стали изучать Евангелие, Катехизис, а в старшем подготовительном – Псалтырь и краткое изложение Ветхого Завета.
      О действующей в стенах гимназии церкви мне захотелось узнать больше. Радости моей не было предела, когда я увидела в школьном музее книгу «Храмы и монастыри Липецкой  и Елецкой епархии. Елец». Я прочла о том, что в гимназии был храм Феодоровской иконы Божией матери. Оказывается, первое ходатайство об открытии церкви было подано в 1911 году, но оно было отклонено. Храм освятили только в 1913 году 14 марта.
     Частная мужская гимназия Павловского являлась одним из центров православной культуры города Ельца. Её директор сам был человеком глубоко верующим и стремился к тому, чтобы его воспитанники также росли в уважении к русской православной традиции. Андрей Фёдорович был активным деятелем Елецкого отделения «Союза русского народа», выступавшего за сохранение в России царского самодержавия и главенствующей роли Православной Церкви. В гимназии Павловского часто проходили заседания Елецкого отделения Орловского церковного историко-археологического общества. Именно на одном из заседаний, проходивших под председательством Преосвященного Митрофана (Землянского), епископа Елецкого, и открылась всем деятельность А.Ф. Павловского «по устроении» в здании гимназии своего домового храма. Вот как описывает это очевидец: «Необыкновенно трогателен был момент, когда неожиданно (автоматически) исчезли стенки, скрывающие церковь, сооружённую в своей гимназии А.Ф. Павловским в память 300-летия юбилея дома Романовых. Иконостас храма был очень красив, а иконы в мельчайших деталях являлись копией икон XVII века. В каждой мелочи была видна великая любовь, руководившая устроителем».
      Надо отметить, что законоучителем гимназии А.Ф. Павловского, а заодно и священником её домового храма с 1913 г. и до самой революции был протоиерей Иоанн Алексеевич Крылов.
      Из статьи М.А. Махортова «Как всё начиналось…» я выяснила также, что в частной гимназии обучались в основном  дети мелких купцов, торговцев, мещан, по её окончании выпускники не имели права поступать в высшие учебные заведения. Гимназия готовила для работ в канцелярии, по торговой части. Многие становились приказчиками, писарями. Гимназия А.Ф. Павловского проработала 9 лет. В 1917-1918 годах в ней трудились 18 учителей, 5 младших служащих, врач, обучалось 432 ученика.
      В школьном музее хранятся учебники гимназистов: арифметика, история русской словесности, русская история, алгебра. Среди эти экспонатов есть уникальный дневник (Балловая книжка) ученика 2В класса гимназии А.Ф. Павловского Зотова Павла за 1904-1905 учебный год!  Его передал выпускник СШ № 15 Полунин Сергей Иванович (бывший директор гимназии №11). Благодаря этому подарку музей истории школы в 2007 году занял  III место в областном конкурсе «Краеведческая находка года». По дневнику можно судить о том, какие предметы изучались в гимназии в младших классах. Первое место занимал Закон Божий. Далее – русский язык, логика, латинский, греческий, математика, физика, природоведение, история, география, немецкий, французский, чистописание, рисование, гимнастика. Замыкали список «прилежание», «внимание», «поведение». Указывалось место ученика в классе (каждую четверть оно менялось), «число отсутствий» по уважительной и неуважительной причинам. Интересно значение отметок: 5 - отлично, 4 - хорошо, 3 - удовлетворительно, 2 - не совсем  удовлетворительно, 1 - вовсе не удовлетворительно. Записи в дневнике велись красными и чёрными чернилами не всегда аккуратно (есть кляксы, исправления). Классный наставник Иван Иванович Токса выставлял оценки за 11 или за 7 дней. На каждой странице – подпись родителей Павла Зотова. Оценки гимназиста говорят о том, что ученик не был отличником. Не отличался он и примерным поведением. В графе «Особые замечания» читаем о его «дурном поведении». За крики, возню в стенах учебного заведения следовали замечание и снижение. Значит, поведению уделялось серьёзное внимание. Примечательно, что на двух страницах за классного наставника расписывался Андрей Фёдорович Павловский, директор мужской гимназии. Фамилия его читается разборчиво. Вот она, живая история!
         Летом 1918 года гимназия Павловского была преобразована в «Елецкую 5-ю советскую школу I и II ступени». В неё пришли недавние гимназисты и новые ребята. Имеется удостоверение об окончании этой школы от 10 декабря 1918 года на имя Макарова Сергея Ивановича. В нём указываются и предметы, которые он изучал в гимназии, но теперь они считались необязательными. Это – латинский, французский, немецкий языки. Педагогический состав почти не изменился, но А.Ф. Павловского уже не было. О том, каким образом сложилась жизнь бывших учителей и самого А.Ф. Павловского после событий 1917 года, долгое время не было известно.
        И вот в 2004 году 11 октября в городской газете «Красное знамя» кандидат педагогических наук В. Перцев рассказывает о дальнейшей судьбе А.Ф. Павловского. Из статьи «Путь от гимназии к храму» я узнала, что в 2000 году в Москве были опубликованы дневники С.А. Волкова «Возле монастырских стен» - учителя русского языка и литературы. В них сообщается, что Сергиев Посад стал местом ссылки аристократии, интеллигенции, либеральной буржуазии. На улицах встречались бывшие камергеры, книгоиздатели, деятели земства и даже бывшие члены Государственной думы. С.А. Волков познакомился с А.Ф. Павловским, когда они вместе учительствовали в 1921-1923 годах в местной школе имени М.Горького (бывшей Сергиев-Посадской мужской гимназии). О своём новом знакомом С.А. Волков сообщает следующее: «У него прежде была своя  гимназия в городе Ельце. Но после февраля 1917 года его, как монархиста, сняли с директорского поста и перевели  простым учителем в Сергиев Посад». Получается, что Павловский был удалён из Ельца ещё до Октябрьской революции.
         С.А. Волков даёт высокую оценку Павловскому, вспоминает о нём, как об очень образованном человеке (в 1898 году он окончил Императорский Московский университет), знатоке уставов, начитанном и в церковной области. Многие годы учителя дружили. Свои дневники С.А. Волков вёл и в 1943 году. То военное время было тяжёлым и голодным. Тогда ещё Павловский был жив. В апреле 1943 г. С.А. Волков записывает в дневнике: «В пятницу в бане видел  Павловского и ужаснулся его худобе: кожа да кости!»

        После смерти Ленина школа стала называться Елецкой 2-ой девятилетней школой имени КИМ (Коммунистический Интернационал Молодёжи). Об окончании этой школы имеется удостоверение от 31 мая 1926 г. на имя Н.Н. Жукова и фото выпускников этого класса. Во второй половине 30-х годов в связи с вводом в эксплуатацию новых школ изменялась нумерация. И Елецкая 2-ая девятилетняя школа  имени КИМ стала называться  средней школой №12. Она просуществовала до 3 декабря 1941 года. Во время войны и долгое время после неё здание находилось в разрушенном состоянии. С помощью старожилов удалось установить фамилии директоров, которые работали до войны: Н.Демидов, Я.Харашевич, П.Кипятков, Пустогаров, М.Трубицын.  Мемориальная доска на здании школы напоминает ельчанам о том, что в годы Великой Отечественной войны здесь размещался штаб 148-й стрелковой дивизии, освобождавшей Елец от фашистов.

1 сентября 1953 года, после восстановления, школа вновь заработала и стала называться средней школой №15.

        С 1962-1963 учебного года состоялся переход на 11-летнее обучение. СШ №15 стала самой большой в городе по численности учащихся (1200 человек; выпускались по 6 десятых и по 5 одиннадцатых классов). В эти годы её возглавляла Голавская Елена Семёновна. Она была укомплектована отличными педагогами: ведущий математик – Агибалов А.В., учитель физики – преподаватель пединститута Лопухина Э.А., учитель истории – Ростовцев О.И., учитель химии – Рысухина Р.И. В плане методической работы 15-я школа стала ведущей в городе по распространению и пропаганде Липецкого опыта научной организации уроков. Большой резонанс в городе и области получил опыт работы заслуженного учителя РСФСР Хренниковой С.С., деятельности которой был посвящён один из стендов ВДНХ в Москве. Об этом я узнала  из сборника статей «Липецкий опыт рациональной организации урока».
        С 1966 года директором школы №15 назначают Михаила Алексеевича Махортова. В эти годы педагогический коллектив работает над своей основной задачей  - научить детей учиться.
         В честь 50-летия Октября за отличные успехи в учебно-воспитательной работе средняя школа №15 была навечно занесена в Книгу Трудовой Славы города Ельца. В это время комсомольская организация школы насчитывала 450 человек, а возглавлял её Сергей Полунин (бывший директор гимназии №11).
         В 1970-75 годы педагогический коллектив школы №15 принимает активное участие в научно- практической работе совместно с ЕГПИ по внедрению передового опыта проблемного обучения.
         В 1975-89 годах Комиссия по делам несовершеннолетних распространяет положительный опыт работы средней школы №15 по профилактике правонарушений. Ведётся активная работа по проблеме самовоспитания учащихся.
         В 1989-93 годах школу возглавляет Коновалов Сергей Николаевич. Атмосфера школы в данный период своего существования отличается творческим подъёмом, сплоченностью педагогического коллектива, пронизана доброжелательным отношением педагогов и учеников школы.
         В 1993 году руководство школой принял Тяпин Валерий Михайлович. В его работе гармонично сочетались педагогический такт, терпение, прекрасные организаторские способности. Средняя школа № 15 переходит на разноуровневое  обучение, вводится изучение иностранного языка с 1-го класса, открываются классы компенсирующего обучения.
         С 1998 года и по настоящее время школой руководит Иванникова Наталия Тихоновна, окончившая СШ № 15 в 1968 году с золотой медалью.

        МОУСОШ № 15 сегодня – это 42 педагога, из них 15 учителей имеют высшую квалификационную категорию, 13 – первую квалификационную категорию, 5 учителей награждены значком «Отличник народного просвещения», 2 человека имеют звание «Почётный работник общего образования», в школе работает лауреат премии К.А. Москаленко.
        Педагогический коллектив на современном этапе работает над проблемой сохранения и укрепления здоровья учащихся, создания атмосферы уюта в школьной среде. В 2007 году МОУСОШ №15 заняла II место в областном конкурсе «Образование и здоровье».
       
        С  1955 по 2008 учебные годы выпускниками школы получено 124 золотых и 111 серебряных медалей.
       
        Из стен школы вышли многие знаменитые люди: народный артист РСФСР Н.И. Дорохин, народный художник СССР Н.Н. Жуков, героически погибшая во время Великой Отечественной войны Аня Гайтерова, профессор Казанской и Нюрнбергской консерваторий А. Севидов, ректор Воронежского педагогического университета доктор наук В. Подколзин.
       Многие учителя школы стали руководителями народного образования: Н.Н. Голощапов, В.М. Тяпин, М.Ф. Лопухин, О.И. Неделина.
       Не отстали от них и наши выпускники. Сейчас работают или были директорами  А.Т. Сотникова, Л.В. Быкова, С.И. Полунин, И.И. Печикин, Т.М. Колоколина.
      15-я школа дала путёвку в жизнь сотням выпускников. В Ельце многие из них работают учителями, инженерами, врачами, журналистами, руководителями предприятий.

      Трудное время переживает народное образование: ЕГЭ, мировой экономический кризис, модернизация учебно-воспитательного процесса, закрытие и слияние учебных заведений… А я хочу, чтобы именно в моей родной школе, с её богатой, интересной историей, добрыми традициями ещё долго-долго звучали звонкие детские голоса, и выпускники с гордостью произносили: «Я учился в 15 средней школе!» 

 

 

Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • МОУООШ №15
  • Информационно-справочный портал "Весь Елец"
  • Елецкий краевед
  • Статистика

    Онлайн всего: 1
    Гостей: 1
    Пользователей: 0
    Copyright музей истории школы №15 г. Ельца © 2011-2024
    Сделать бесплатный сайт с uCoz