|
Полотенце
- рушник - являлось древнейшим атрибутом жизни восточных славян и сейчас стало
объектом изучения и исследования этнографов и искусствоведов. Оно представляло
собой полотнище белой льняной ткани длиной от 70 до 300 см, шириной от 39 до 45
см.
При
умывании в семье пользовались полотенцами обыденными, мало украшенными,
называли их по-разному: утиральником, рукотером, ручником.
Концы
праздничных рушников богато украшали ткаными или вышитыми узорами и вязаными
кружевами.
Вышитое
полотенце могло использоваться не только в быту. Ритуальные, богато расшитые
полотенца развешивали на придорожных и могильных крестах. Украшали вышитыми
полотенцами иконы, зеркала и окна. На свадьбе, масленице, при рождении или
смерти человека вышитые полотенца были священным оберегом. Обычному вышитому
полотенцу приписывали необычную силу оберегать людей от злых сил, болезней и
стихий. В вышивке полотенец нашли свое отражение представления людей, связанные
с культом плодородия и культом предков.
Вышитое
полотенце имеет свою историю приготовления. Начиналось все с засевания поля
льняным или конопляным семенем. Выращенную коноплю молотили и отделяли на
семена и стебли - посконь. Семена били на масло, а посконь сушили в истопленной
печи. Затем отжимали руками, сухие листья отметали, а посконь начинали толочь в
ступе. Далее посконь насаживали на большой гребень и маленьким гребнем
причесывали и только после этого начинали прясть. Нелегкая женская доля. За
день старательная мастерица-пряха на самопрялке могла навить 200-300 метров
нити. На одно же полотенце уходит около полторы тысячи метров нити. Из хороших
ниток ткали холсты, а что оставалось - шло на дорожки.
Сотканные
холсты принимались отбеливать: вначале их мыли в золе, затем отпаривали в
горячей печи, еще раз отбеливали и шли на пруд полоскать. Сушили холсты в
солнечный день, расстилая их по буграм или зимой в морозный день. Готовые
холсты закатывали на скалку и, прихватывая рубелем, гладили, затем нарезали на
полотенца и только тогда принимались на посиделках или дома «писать» узорочье.Вышивка
рушников имеет свои национальные особенности. Большую роль в ней играют
геометрический орнамент и геометризованные (стилизованные) формы растений и
животных. Это ромбы, мотивы женской фигуры, птицы, дерева или цветущего куста.
В форме ромба, круга, розетки изображалось солнце - символ тепла и света.
Женская фигура и цветущее дерево олицетворяли плодородие земли. Птица символизировала
приход весны, А две птицы, повернутые друг к другу и древо жизни между ними -
это птицы счастья, олицетворяющие утреннюю и вечернюю зарю. Каждый узор вышивался
определенным цветом, что тоже имело символическое значение.
Раньше
к свадьбе в качестве приданого девушка вышивала от 40 до 100 полотенец. Они
предназначались для разных случаев жизни: рождение ребенка, свадьба, похороны.
Полотенце
и сейчас сохраняет свою повседневную функцию как бытовой предмет, в праздники
выполняет декоративную функцию, а в семейно-бытовых обрядах играет культовую
роль как ритуальный предмет особой важности. | |